Ночь \ La notte (1961) Режиссер: Микеланджело Антониони (29 сентября, 1912 - 30 июля, 2007) В ролях: Марчелло Мастроянни, Жанна Моро, Моника Витти, Бернхард Викки Италия, Франция Писатель — Джованни, его супруга — Лидия… Потемки творческого кризиса… Закат чувств… Сумерки привычек… Больница, близкий друг, погружающийся в «ночь»… Бессильные поиски просвета: тьма воспоминаний, ночной ресторан, богатая ночная вечеринка… Юная Валентина со своей маленькой «ночью» в душе… Утренний «ливень» отчаяния, откровений, откровенности, которые может быть… *** Третья часть своеобразной пенталогии («Крик»-«Приключение»-«Ночь»-«Затмение»-«Красная пустыня») Микеланджело Антониони, которая была создана в конце 50-х — начале 60-х годов и прославила его как «певца некоммуникабельности». Также можно считать «Ночь» своеобразным творческим ответом Антониони на фильм «Сладкая жизнь» его коллеги и соотечественника Федерико Феллини (кстати, в создании сценариев обоих произведений участвовал писатель Эннио Флайяно). Ведь в них идёт речь о мире итальянской интеллектуальной элиты, только в данном случае проживающей не в Риме, а в центре «нового капитализма» — Милане, который стал как бы столицей «экономического чуда», случившегося в обществе немногим более десятилетия после второй мировой войны. Не случайно и то, что успешного писателя Джованни Понтано, который уже устал не только от доставляющего ему скуку внешне респектабельного брака с Лидией, но вроде бы и от самой жизни (она превратилась в бесконечную нудную вечеринку, где даже не радуют кратковременные интрижки с другими женщинами), играет Марчелло Мастроянни. Прежде он воплотил в «Сладкой жизни» роль журналиста, пытавшегося, напротив, поспеть за быстро меняющейся действительностью. Однако для режиссёра «Ночи» куда важнее душевные метания основной героини в исполнении французской звезды Жанны Моро, так как Лидия обострённее переживает незаметно, но неотвратимо происшедшее чуть ли не со всеми «затмение чувств». Ночь, которая была проведена ею на очередном светском рауте, становится временем горького прозрения не столько из-за осознания краха личной семейной жизни, а благодаря пониманию, что былые надежды и мечты оказались лишь призрачными иллюзиями, похожими на те сны, что исчезают на рассвете. И наступление нового дня приносит вместо радости бытия ощущение полного опустошения и мучительное переживание под утро своего рода «похмелья души», более губительного, нежели обычное состояние нетрезвого человека после продолжительной «ночной тусовки для избранных». В отличие от просветлённого (несмотря ни на что) финала «Сладкой жизни», конец «Ночи» кажется безысходным, и последний титр Fine звучит по-итальянски как не подлежащий обжалованию приговор. Сергей Кудрявцев #Антониони #Мастроянни #Моро #Витти #Италия #Франция